Описываю типичную ситуацию в отделе маркетинга небольшого и среднего (бывает и в крупных) медицинского проекта:
- есть руководитель отдела маркетинга;
- у него есть 1-3 специалиста в подчинении;
- хронически не хватает первичек, увеличение бюджета не даёт эффекта;
- что происходит в отделе маркетинга – чёрный ящик.
Знакомая ситуация?
Я разработал методологию по реформированию таких отделов маркетинга за один цикл в 3-4 месяца. Суть моего метода:
1. Провожу глубокий аудит маркетинга – не только по отчетам подрядчиков или сотрудников, а глубоко изучаю все нюансы в каждом рекламном канале. Такой аудит может сделать только человек извне с большим опытом в маркетинге, который уже проводил реформирование и знает работу большинства рекламных каналов на уровне заказчика. Т.е. человек на две головы выше текущих сотрудников.
2. Провожу аудит смежных бизнес-процессов – отдел продаж, колл-центр, ресепшн, коммерческого блока в целом. Описываю текущую ситуацию. Это работа бизнес-менеджера, а не маркетолога.
3. На первом промежуточном этапе рассказываю и показываю собственнику (в виде отчета) о текущей ситуации, без прикрас, но и не «перегибая палку». У меня нет задачи кого-то уволить, стать руководителем и диктовать условия в коммерческом отделе. Моя задача – выявить сильные и слабые стороны и грамотно их использовать на следующих этапах.
4. Совместно с собственником мы формируем цели маркетинга – каких результатов можно добиться, какими ресурсами и в какие сроки. На основании этих целей я разрабатываю «дорожную карту» - документ, который подробно описывает последовательные шаги для достижения целей.
5. Следующий этап – реализация плана. В зависимости от ситуации сценариев развития событий может быть несколько:
- полное реформирование отдела – увольнение старой команды и найм нового руководителя и команды (части команды), разработка новой маркетинговой стратегии;
- найм нового руководителя отдела маркетинга, совместная разработка стратегии и её запуск с существующей командой;
- разработка с существующей командой новой или трансформация существующей стратегии;
- оптимизация рекламных каналов и работы подрядчиков (как правило выполняется в большинстве случаев).
Если требуется найм новых сотрудников, я составляю вакансии, провожу поиск (совместно с HR-специалистом заказчика), первичную оценку кандидатов, интервью, готовлю регламенты и систему KPI, ввожу в должность и курирую работу всех сотрудников.
6. В процессе внедрения стратегии я разрабатываю систему отчетности отдела, бюджетирования и финансового планирования, систему оценки эффективности маркетинга (KPI). Существующая система позволяет собственнику и топ-менеджменту понимать за счет каких инструментов реализуется продвижение, какая у них эффективность, какая загрузка в отделе маркетинга, за что отвечает каждый сотрудник.
На каждом этапе я занимаю ведущую роль проджект-менеджера – ставлю задачи и контролирую их реализацию командой и подрядчиками. Также я разрабатываю стратегию, определяю направления работы и отслеживаю ход работ. В финале проекта я передаю команде отдела все полномочия и еще какое-то время курирую реализацию. При необходимости консультирую собственника и команду.
Реформирование отдела маркетинга часто является одним из ключевых шагов при
антикризисном маркетинге